On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
исследователь



Замечания: сделала все, что на тот момент можно было ',
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.03.07 10:48. Заголовок: ­злобная критика "Театрального Романа"


2:16 am - "Театральный роман" по М.Булгакову в Театре им. Н.Гоголя, реж. К.Богомолов

Несмотря на довольно большой эпизод из финала первого акта, который повторяется в начале второго, первое действие, где речь идет о предыстории постановки "Черного снега" и где в качестве главного героя выступает Максудов (Ильяс Тамеев), и второе, сцены репетиций, в которых царит Иван Васильевич (Олег Гущин), а Максудова буквально не видно и не слышно до последнего, никак друг с другом не связаны, как будто это два разных спектакля, случайно разыгранных в один вечер на фоне одного и того же мутно-зеркального задника (по сегодняшней моде - вторая по популярности после катка на сцене оформительская фишка) и вокруг одного и того же сундука с громыхающей крышкой. Первая часть спектакля, со всеми стихотворными вставками, пародийными намеками на легендарную "Синюю птицу" и приколами типа того, что вспоминая о Париже, герои Булгакова напевают песенку из репертуара Джо Дассена, все-таки в основе своей имеет текст "Театрального романа", он же "Записки покойника". Вторая представляет собой юмористический микс из текстов и высказываний самого Станиславского (прототипа Ивана Васильевича) разной степени аутентичности и хрестоматийности, вплоть до "не верю". То и другое местами смешно, по большей части пошленько и в общем и целом чрезвычайно затянуто. Постановка Богомолова длится больше трех часов с антрактом. Тогда как, например, шестилетней давности таганский "Театральный роман" Юрия Любимова - что-то около полутора и без антракта. При том что и Любимов, само собой, не отказал себе в удовольствии "разбодяжить" Булгакова приколами чужого и собственного изобретения. То есть дело не в, прости, Господи, "надругательстве над классиками" - уже по самому роману Булгакову судя, никто над классиками не сумеет "надругаться" так, как умели современники классиков. Дело в задачах, которые ставит перед собой режиссер. Не мифические "сверхзадачи", уж Бог с ними, но просто, самые обычные художественные задачи, которые делают произведение искусства таковым. Они, эти задачи, у Любимова уже больше сорока лет одни и те же и, честно говоря, каждое следующее поколение зрителей вдохновляют все меньше и меньше - но по крайней мере, они четко сформулированы. И роли выстроены соответственно: Максудов Дмитрия Муляра - почти классический "простак", Иван Васильевич Валерия Золотухина - забронзовевший при жизни памятник самому себе и своей системе, которая, будучи системой в оригинале чисто эстетической, для Любимова становится прообразом системы политической, универсально-тоталитарной, а ее создатель одновременно и собственной жертвой. У Богомолова Максудов-Ильяс Тамеев (сам Богомолов, судя по програмке, должен играть ту же роль в очередь, но пока, видимо, еще не играет) - романтически-страдательная персона, все с самого начала понимающая, что, надо признать, Богомолов убедительно объясняет через композицию спектакля и, в кои-то веки, следуя за первоисточником: рассказ ведется от имени покойника, в ретроспекции, то есть рассказчик заранее знает, сколь печально закончится его хождение в театр, отсюда и грусть, и смирение. Но тогда соответствующим образом должна выстраиваться и линия Ивана Васильевича - а этого нет. Ивана Васильевича тут вообще нет, потому что по желанию режиссера и вне каких-либо иных предпосылок персонаж оборачивается то дауном-переростком, играющим в куклы, то больным физически и духовно старцем, то весьма бодреньким, но совершенно отмороженным начальствующим самодуром. Нельзя, опять же, не признать, что чудесные превращения Ивана Васильевича от эпизода к эпизоду происходили вовсем бессистемно - нет, у них есть определенная цель, поставленная режиссером: сделать так, чтоб смешнее было. Цель сама по себе - не плохая и не хорошая, жалко, что других целей нет, ну да ладно. Один вопрос только: а Булгаков тут при чем? Зачем трогать "Театральный роман", чтобы в результате сочинить всего-навсего большой театральный капустник? Накануне в центре "На Страстном" вручали премии "Гвоздь сезона" и церемония была выстроена как раз в формате театрального капустника, режиссером которого, как я понимаю, выступил тот же Богомолов (судя по тому, как он крутился у сцены перед началом и во время действа) - было тоже грубо, плоско, но, как ни крути, все по делу, к месту, и по большей части - точно, смешно, не в бровь, а в глаз, как говорится. Ну так и на здоровье! На крайняк, если уж делать капустный микс, можно намешать всякого разного из Булгакова, Островского, Чехова (впрочем, в богомоловском"Театральном романе" есть реминисценции и из Чехова) - и честно написать на афише: "капустник". А Булгакова, которого режиссер почувствовать не хочет или не может (Богомолов вообще обладает поразительной и в своем роде образцовой нечуткостью к природе литературного материала, будь то Туве Янссон или Михаил Булгаков - поразительной для дипломированного филолога, каковым, насколько мне известно, он является). Или, еще лучше, раз уж Константин Богомолов так прижился в Театре имени Гоголя (второй спектакль уже ставит), сделал бы он капустник о том, как это многострадальное учреждение живет-поживает. Предположу, что Булгаков с его Иваном Васильевичем остался бы далеко позади - в трудах и днях гоголевского театра все что хочешь можно найти для смешного и горького размышления на тему "что есть театр", и в частности, "что есть русский репертуарный театр": тут тебе сразу и "Театральный роман", и "Записки покойника", и "Без вины виноватые", и все что хочешь.

источник - http://users.livejournal.com/_arlekin_/­

улыбайтесь, жизнь итак слишком серьезна Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет